Loading...
Normal, Gallery, Tree

Конфуцианство. Шедевры социальной модерации.

298 posts to bumplimit
Китайцы за свою долгую историю хорошо научились только одному: ездить пиплу по моску.
Земледельческое государство Шан(вообще-то протогосудаство, но, если кого интересует, гугл в помощь) было завоевано кочевниками, наступила эпоха Чжоу, но кочевникам надо было как-то втереться в доверие к земледельческому плебсу: плебса много, а кочевников мало. Был а придумана концепция «небесного мандата», т. е. Небо(абстракция, олицетворяющая предков, не забываем религией Китая является культ мертвых, все остальное надстройки) дает власть достойному, а у недостойных власть отбирает и передает тем, кто более достоин(понятное дело, что критерии достойности\недостойности расплывчаты и трактуются в соответствии потребности текущего момента). И чтобы подтвердить концепцию выдумали мифическую династию Ся(ну и легендарных правителей заодно)(оф. Синология считает, что история от Ся и дальше вглубь веков мифологична), якобы потерявшую мандат из-за этого, который подобрала Шан, но потом Шан также стала недостойной, поэтому небо повелело кочевникам Шан разгромить и взять управление Поднебесной на себя.
Была ли Ся или ее не было, были ли какие-то мифические правители(3 властителя и 5 императоров) мы разбираться не будем. Может были, может не были. Суть в том, что китайцы очень красиво и убедительно интерпретировали сие с точки зрения «небесного мандата», да и сама задумка ну уж очень хороша. Довольно хорошая иллюстрвация обработки моска пипла китайскими социальными модераторами.
Перейдем непосредственно к теме: конфуцианству.
Конфуцианство version 1 (конфуцианство Кун-цзы)
Кочевники установили режим внешне похожий на европейский феодализм(эпоха Весен и Осеней), но по мере накопления ништков и возрастания населения появились центростремительные тенденции, другими словами, местные князьки захотели управлять всей Поднебесной, началась эпоха Сражающихся Царств. Вот где-то на закате эпохи Весен и Осеней и начале эпохи Сражающихся Царств возникла групка странствующих ученых(это такая специфическое китайское явления, помесь монаха, странника и советского интеллигента\западного интеллектуала) во главе с Кун-цзы, обосновавшаяся в княжестве Лу. Собирались они вечерком в саду, пили там что-то и говорили о уходящей эпохе, как она прекрасна была и как ужасны сегодняшние порядки(ничего не напоминает?). Учение Кун-цзы пользовалось популярностью только среди части таких же странствующих ученых. Власть предержащие предпочитали, по понятным причинам, легизм ( >>1011 ). Собственно благодаря легизму Цин Шихуан-ди и объединил Китай, вот только у классического легизма был один существенный недостаток: он открыто постулировал, что пипл г*но, недостойное даже сдохнуть за Императора и, если ему уж предоставляется такая возможность, то пусть радуется и спешит к своей судьбе, а кто не согласен… товарищ Берия, разберитесь с врагом народа. Вот на этом Цинь и погрела, ну не нравиться пиплу, когда ему говорят то, что думают.
Конфуцианство version 2 (конфуцианство Хань)
После непродолжительной(относительно), но очень интенсивной гражданской войны контроль над Поднебеной взял паромщик Лю Бан. Был он из т. н. «простого народа», понимал: откровенничать нельзя, человек лжи сладкой хочет. Поэтому выжившим конфуцианцам было сделано предложение, от которого невозможно было отказаться: «Объясните-ка вы народу почему кнут это хорошо, почему он должен его целовать, благодарить за порку и просить добавки. А за это я вас на государственное содержание возьму». Т.к. предложение из разряда «не откажешься», то написали, используя конфуцианскую терминологию, примерно следующее: «Государство как семья. Император отец. Чиновники старшие браться. Все они хотят добра простому народу, наказывают исключительно по-отечески и только ради пользы простого народа» + Кун-цзы плакался о ушедшей эпохи самостоятельных княжеств, а ханьские конфуцианцы активно агитировали за единую и неделимую империю(опять же ничего не напоминает?). Конфуцианство данной версии представляло этико-политическую идеологию, призванную объяснить почему легизм это хорошо(управление-то в традиционном Китае так на легизме строилось).
Конфуцианство version 2 (конфуцианство Сун)
По сути, также обслуживало политические элиты, но с одним но. В данный период конфуцианство становиться законченной всеохватывающей объясняющей системой. Оно в полном смысле слова становиться мировоззрением, дающей ответы на все вопросы бытия, а не просто говорит, что надо почитать Императора с чиновниками. Заключительный этап форматирования моска китайскому пиплу.
И все таки конфуцианцы подпортили жизнь политической элите
1. Ввели злополучный «небесный мандат», а судьями назначили себя.
2. Кофуцианство все таки строилось на традиционных неформальных обычаях, поэтому конфуцианство было прекрасной идеологией для местных элит, которая позволяла оттянуть на себя значительный кусок одеяла власти. Легизм же наоборот укреплял центральную власть.
3. Есть 3 типа отношений: начальник-подчиненный, отец-сын, муж-жена. Все строго: первый командует, второй починяется. Но приоритет не определен, возникает следующая ситуация. Кто кому подчиняется: императрица-мать императору-сыну или наоборот? Что важнее: начальник-подчиненный или отец-сын(в данном случае вместо отца мать)?
Результаты операции «Конфуцианство»
1. Население приучено к четным взаимоотношениям типа «я начальник — ты дурак», можно построить прекрасно функционирующую формализованную систему
2. Возвеличивание роли старших и предков сделало угрозу тотального истребления рода ну очень эффективной
3. Терпильность зашкаливает(но если рванет, то будет ну ооооочень большая жопа)
Примечание. Извиняюсь, что без дат: у меня мозг, а не хард, гуглить лень, да и они не имеют значения для понимания сути. Кому интересно — гугл в помощь.
ссыль на оригинал http://onelonhoourmypmh.onion/p/10749
Reply to thread #74880 to message #
>qspoilerib// scodehint
Max total file size is 28.6 MB.
Max file number is 10.
Help